Зачем в самолете второй пилот

Пилоты гражданской авиации в полете отвечают за жизни нескольких сотен людей, поэтому должны придерживаться особых требований.

Раньше ни один рейс гражданской авиации не выполнялся без штурмана, бортинженера и, конечно, пилотов. Со временем некоторых членов экипажа заменил компьютер, но в кабине по-прежнему осталось два летчика. Разбираемся, почему же их несколько. 

Зачем в самолете второй пилот?

Два пилота — это гарант безопасности. Дело в том, что во время полета командиру может стать плохо, тогда управление судна на себя возьмет второй пилот. Кроме того, чтобы максимально исключить ошибки из-за человеческого фактора, грозящие катастрофой, в кабине должен присутствовать специалист, который будет следить за действиями капитана. В летной практике это называется Cross Chek, то есть перекрестное регулирование. Так, если один из пилотов случайно допустит ошибку, другой успеет ее исправить. 

Теоретически управлять самолетом в одиночку возможно, но безопасность полета в таком случае сильно снизится. К тому же современные лайнеры рассчитаны на двух пилотов, и если одного из них не будет, на второго ляжет огромная нагрузка. 

И не стоит забывать про экстренные ситуации, в которых принимать решение нужно очень быстро. И здесь работает правило — «одна голова хорошо, а две лучше».

Кабина пилота
Источник: Freepik

Почему капитан и второй пилот едят разную еду? 

Это правило введено также в целях безопасности. Несмотря на то, что еду проверяют на качество, отравление полностью исключить нельзя. Чтобы в кабине для управления судном остался хоть один пилот, бортпроводники предлагают летному составу разные блюда.

Можно ли пилотам спать в полете?

С каждым днем самолеты становятся все более современными, поэтому зачастую в воздухе судно летит на автопилоте. Тем не мне включенность в работу хотя бы одного летчика обязательна. То есть, если при выполнении длинного рейса один из членов экипажа захочет отдохнуть, второй должен остаться на рабочем месте, а позже они могут поменяться. Особенно важно это при выполнении продолжительных рейсов. Если же полет занимает немного времени, то пилоты могут делать небольшие перерывы. Например, авиакомпании не против, если пилот на 5 минут отвлечется от работы, чтобы привести себя в порядок.

Кроме того, на длинных рейсах может присутствовать сменный экипаж. Так, если рабочее время одного состава закончилось, ему на смену приходит другой.

Самолет
Источник: Freepik

Почему капитан сидит слева, а второй пилот справа? 

На этот счет существует несколько теорий. Первая объясняется исторически. Так, считается, что первые военно-воздушные силы набирались из офицеров кавалерии, которые раньше носили сабли на левом боку, поэтому и на лошадей они садились слева. В самолете же место капитана сделали с этой же стороны просто по традиции. 

Вторая теория касается поездов, а точнее железнодорожных путей. Существует теория, что первые летчики ориентировались именно по ним, поэтому однажды два самолета, двигавшиеся навстречу друг другу, столкнулись. С тех пор появилось разграничение, согласно которому, самолеты должны были лететь по правой стороне железных дорог. Из кабины пилота обзор в таком случае лучше обеспечивается слева. 

Но в целом, управлять самолетом можно с любого места. И зачастую второй пилот оказывается более внимательным и не менее опытным, чем капитан. 

Как стать капитаном? 

Чтобы стать капитаном, нужно иметь хорошее здоровье, большой опыт и обширные знания и несколько тысяч часов налета. Сколько именно нужно летать — зависит от авиакомпании. Определенное количество часов даёт право ввестись в капитаны.